Главная » Файлы » Мои файлы

Примерные этапы развития детской речи
15.12.2012, 21:34

Этапы развития детской речи

Первый год жизни ребёнка

К концу 1 месяца жизни здоровый малыш уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 недель - закономерная улыбка.

В 3 месяца наблюдается «комплекс оживления» при общении со взрослым, "гукание".Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.

В 4 месяца появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

В 5 месяцев младенец  реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса.

В 6 месяцев у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

К 7-и месяцам дитё уже готово к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

К 8-и месяцам проявляется  реакция на незнакомое лицо. Один из важнейших показателей нормального развития речи - лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.

9-имесячный ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в "ладушки".

На  10-и месячном этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 "лепетных слова" (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации.

В 11 месяцев ребёнком используется  как минимум 3 "лепетных слова", понятных в конкретной ситуации.

В 1 год нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя").


от 1 года до 7 лет


В 1 год 3 месяца словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, энакомые слова показывает на картинке.

К полутора годам малыш показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

В 1 год 9 месяцев младенец показывает некоторые части тела, использует фразу из двух слов ("Мама, ди!" - "Мама, иди!", "Дай ляля" - "Дай куклу"). Словарный запас 20 слов.

Двухлетний здоровый ребенок имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения ( я, ты, мне), предложения строит из двух слов.

 К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х.

Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

В 2 года 6 месяцев ребёнком правильно используются в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"). Правильно произносит звуки: с, з, л.


В 3 года словарный запас насчитывает 250-700 слов, используются  предложения из пяти-восьми слов, овладение множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.


Уважаемые родители, будьте внимательны!

Признаки нарушений речевого развития очевидны, если:

 К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.

К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.

 К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.

 К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.

 К концу 9-го места у него нет лепета, и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.

К концу 10 –го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.

К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.

 К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».

9. К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

К 2 годом ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.

 К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».

К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.


 Чем раньше выявлен дефект речи, тем быстрее и легче его можно исправить!

Категория: Мои файлы | Добавил: snegik-38
Просмотров: 422 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 1
1 Галина  
0
СПС! Содержательный материал!

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Категории каналов
Block title
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26