Этапы
развития детской речи
Первый
год жизни ребёнка
К концу 1 месяца жизни здоровый малыш уже реагирует на общение с ним: перестает
плакать, сосредотачивается на взрослом.
2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее
будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 недель - закономерная
улыбка.
В 3 месяца наблюдается «комплекс оживления» при общении со взрослым,
"гукание".Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор
взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.
В 4 месяца появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение
со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.
В 5 месяцев младенец реагирует на
направление звука, "поет", меняя интонацию голоса.
В 6 месяцев у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное
понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно
реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
К 7-и месяцам дитё уже готово к игровой деятельности со взрослым, использует
различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.
К 8-и месяцам проявляется реакция на
незнакомое лицо. Один из важнейших показателей нормального развития речи -
лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи
используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.
9-имесячный ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в
"ладушки".
На 10-и месячном этапе малыш использует
в общении как минимум 1-2 "лепетных слова" (типа ляля, баба),
понятных в конкретной ситуации.
В 11 месяцев ребёнком используется как
минимум 3 "лепетных слова", понятных в конкретной ситуации.
В 1 год нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 "лепетных
слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами.
Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму",
"где папа?", "дай ручку", "нельзя").
от 1 года до 7 лет
В 1 год 3 месяца словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает
простую инструкцию без жеста, энакомые слова показывает на картинке.
К
полутора годам малыш показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.
В 1 год 9 месяцев младенец показывает некоторые части тела, использует фразу из
двух слов ("Мама, ди!" - "Мама, иди!", "Дай ляля"
- "Дай куклу"). Словарный запас 20 слов.
Двухлетний здоровый ребенок имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш
понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и
принеси чашку"), верно использует местоимения ( я, ты, мне), предложения
строит из двух слов.
К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п,
б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х.
Свистящие
звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или
заменяет.
В 2 года 6 месяцев ребёнком правильно используются в речи местоимения я, ты,
мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие
"один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях
("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной
конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"). Правильно произносит
звуки: с, з, л.
В 3 года словарный запас насчитывает 250-700 слов, используются предложения из пяти-восьми слов, овладение
множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол
и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа
"положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку",
употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда.
Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и
без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении
слов.
В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после,
союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова,
обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит
шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение
согласных.
К
пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно
употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи",
"животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений
окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки
звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые
слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок
овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем
активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни
свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила
изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно
наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения,
размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и
речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические
предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного
обучения в школе.
Уважаемые
родители, будьте внимательны!
Признаки нарушений речевого развития очевидны, если:
К концу 1-го месяца ребенок никогда не
кричит перед кормлением.
К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
К концу 5-го месяца не пытается, находясь
на руках у матери, отыскать те предметы и тех людей, которых она называет, не
прислушивается к музыке.
К 7 месяцам не узнает голоса близких, не
может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным
погремушкам.
К концу 9-го места у него нет лепета, и
он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая
интонации говорящего.
К концу 10 –го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в
знак прощания.
К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы
(«покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на
замечания по поводу неправильного поведения.
К 1 году 4 месяцам он не может адекватно
ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
9. К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
К 2 годом ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый,
не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает
близких на фотографиях.
К 2,5 годам не понимает разницу между
словами «большой» и «маленький».
К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их
пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на
вопрос, как его имя и фамилия.
В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает
длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
Чем раньше выявлен дефект речи, тем быстрее и легче его можно исправить!
|