Главная » Файлы » Мои файлы |
24.12.2012, 22:40 | |
Словесные логические задачи Кроме невербальных задач, существуют вербальные (словесные) логические задачи. По мнению Марины Аромштам, способность ребенка к их решению во многом зависит от уровня развития его речи. Стартовый уровень освоения логических цепочек во многом упирается на упражнения и игры, которые используются с целью речевого развития детей. Рассмотрим задачи на дополнение словесного ряда. Задачи на подбор слов с противоположным значением Взрослый называет слово, ребенок подбирает противоположное по значению. Упражнение можно использовать и для развития умения объединять слова в группы по принадлежности к частям речи. Это умение является опережающим, и дети могут не догадываться, что тренируются в некотором навыке, который пригодится им на уроках русского языка. Слова, обозначающие людей, предметы, явления (имена существительные) Мама – папа День – ночь Утро – вечер Зима – лето Солнце – луна Дождь – солнце Мальчик – девочка Мужчина – женщина Брат – сестра Жара – холод и др. Слова – признаки предметов и явлений (имена прилагательные) Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Плохой – хороший Высокий – низкий Толстый – тонкий Холодный – теплый Грустный – веселый Горький – сладкий Слова – признаки можно задавать, ориентируясь на вопрос какой? (горький – сладкий), а можно – ориентируясь на вопросы какая?, какое?, какие? (горькая – сладкая). Тогда ребенок, подбирая пару, вынужден будет учитывать еще и эту особенность слова. Слова – действия и слова – состояния (глаголы) Вопросы: Что делать? Что сделать? Смеяться – плакать Засмеяться – заплакать Ненавидеть – любить Молчать – кричать Взлетать – приземляться Намочить – высушить Слова – признаки действия (наречия) Вопрос: Как? Горячо – холодно Тяжело – легко Высоко – низко Глубоко – мелко Широко – узко Далеко – близко Шершаво – гладко Есть пары слов, каждое из которых хорошо известно ребенку и присутствует в его речи. Но, бывает, что одно из слов уже «обжилось» в активном словаре ребенка, а другое – нет. Это надо учитывать, предлагая словесную игру. Например, слова «красивый», «красиво» ребенку хорошо знакомы. А вот словом «уродливый» он не пользуется. Поэтому задавать нужно именно «Уродливый». Точно так же выстраивать пары «покатый – крутой», «шершавый – гладкий». Самой трудной группой для подбора слов является группа глаголов. Во-первых, наиболее удобный способ подобрать к глаголу пару с противоположным значением – это употребить то же самое слово с частицей «не». И эта пара будет не только самой легкой, но и самой точной, с точки зрения поставленной задачи. Но задача игры – не просто подобрать словесную пару с противоположным значением, но и работать над расширением словарного запаса детей. Поэтому нужно сразу оговорить условие: слова с частицей «не» не использовать. | |
Просмотров: 1363 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||