Главная » Файлы » Мои файлы

Словесные логические игры
24.12.2012, 22:40
  

Словесные логические задачи

Кроме невербальных задач, существуют вербальные (словесные) логические задачи. По мнению Марины Аромштам, способность ребенка к их решению во многом зависит от уровня развития его речи. Стартовый уровень освоения логических цепочек во многом упирается на упражнения и игры, которые используются с целью речевого развития детей. Рассмотрим задачи на дополнение словесного ряда.

Задачи на подбор слов с противоположным значением

Взрослый называет слово, ребенок подбирает противоположное по значению. Упражнение можно использовать и для развития умения объединять слова в группы по принадлежности к частям речи. Это умение является опережающим, и дети могут не догадываться, что тренируются в некотором навыке, который пригодится им на уроках русского языка.

Слова, обозначающие людей, предметы, явления

(имена существительные)

Вопросы: Кто? Что?

Мама – папа

День – ночь

Утро – вечер

Зима – лето

Солнце – луна

Дождь – солнце

Мальчик – девочка

                                                         Мужчина – женщина

                                                         Брат – сестра

                                                         Жара – холод и др.

Слова – признаки предметов и явлений

 (имена прилагательные)

Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

Злой – добрый

Плохой – хороший

Высокий – низкий

Толстый – тонкий

Холодный – теплый

Грустный – веселый

                                             Горький – сладкий

Слова – признаки можно задавать, ориентируясь на вопрос какой? (горький – сладкий), а можно – ориентируясь на вопросы какая?, какое?, какие? (горькая – сладкая). Тогда ребенок, подбирая пару, вынужден будет учитывать еще и эту особенность слова.

Слова – действия и слова – состояния

(глаголы)

Вопросы: Что делать? Что сделать?

Смеяться – плакать

Засмеяться – заплакать

Ненавидеть – любить

Молчать – кричать

Взлетать – приземляться

Намочить – высушить 

Слова – признаки действия (наречия)

Вопрос: Как?

Горячо – холодно

Тяжело – легко

Высоко – низко

Глубоко – мелко

Широко – узко

Далеко – близко

Шершаво – гладко

Есть пары слов, каждое из которых хорошо известно ребенку и присутствует в его речи. Но, бывает, что одно из слов уже «обжилось» в активном словаре ребенка, а другое – нет. Это надо учитывать, предлагая словесную игру. Например, слова «красивый», «красиво» ребенку хорошо знакомы. А вот  словом «уродливый» он не пользуется. Поэтому задавать нужно именно «Уродливый». Точно так же выстраивать пары «покатый – крутой», «шершавый – гладкий».

Самой трудной группой для подбора слов является группа глаголов. Во-первых, наиболее удобный способ подобрать к глаголу пару с противоположным значением – это употребить то же самое слово с частицей «не». И эта пара будет не только самой легкой, но и самой точной, с точки зрения поставленной задачи. Но задача игры – не просто подобрать словесную пару с противоположным значением, но и работать над расширением словарного запаса детей. Поэтому нужно сразу оговорить условие: слова с частицей «не» не использовать.

Категория: Мои файлы | Добавил: snegik-38
Просмотров: 1363 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 1
1 SergDwene  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>ооо итс металлоконструкция инн</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Категории каналов
Block title
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26